Подход к процессу обращения с отходами производства и потребления в РФ безнадежно устарел и давно требовал изменений. Большинство цивилизованных стран мира уже давно осознали насколько дорого планете обходится жизнь людей, как стремительно мы убиваем природу и экологию мусором. За рубежом уже давно сортируют мусор, перерабатывают и используют как вторичное сырье. Более того, во многих странах мира сортировка мусора является одной из основных статей дохода государства. Наконец то и Россия стала перенимать подобный опыт запустив свою мусорную реформу.
- Что такое и когда реформа началась в России
- Какие цели преследует
- Проблемы реализации
- Какой федеральный закон регулирует реформу и с какого года
- Этапы внедрения
- Кто такие регоператоры, кто их выбирает и зачем они нужны
- Сколько теперь стоит мусор и как формируются тарифы
- Во всех ли регионах РФ работает программа
- Изменения в программе на 2021 год
- Что получилось достичь к 2021 году со время принятия в 2019
- Опыт регионов
- Москва
- Московская область
- Санкт-Петербург
- Ленинградская область
- Что будет с действующими полигонами ТБО
- Что происходит в сельской местности
Что такое и когда реформа началась в России
В советском союзе, когда ценности были не индивидуальные, а коммунальные, бытового мусора было в разы меньше. Во-первых, в то время практически не использовался пластик, а во-вторых, мусор сортировался повсеместно по всей стране.
Весь фокус заключался в предварительной сортировке, самими гражданами. Стеклянные бутылки сдавались в пункты приема стеклотары и получали деньги, макулатуру сдавали для вторичного использования взамен на книги. На полигоны поступало незначительное количество отходов.
Все резко изменилось, когда СССР рухнул. Это и стало отправной точкой мусорных проблем.
Модель сортировки мусора в СССР была одной из самых успешных в мире.
В корне изменилось отношение к отходам, больше никто не стремился воспроизвести из этого вторичное сырье. Все сгружалось на полигоны и захоронялось. Так безвозвратно Россия прощалась с 90% всех отходов, которые можно было использовать для создания новых вещей.
Но это не самая большая проблема. Отсутствовали инструменты руководства процессом сбора и утилизации мусора. Деятельность физических и юридических лиц в этой области должным образом не контролировалась. Стали образовываться несанкционированные свалки. Для каждого второго жителя страны было в порядке вещей выгрузить свои отходы не на свалке, а в ближайшей лесопосадке. Росло число незаконных свалок.
Легитимные полигоны стали наполняться в десятки раз сильнее. Многие из них к сегодняшнему дню уже закрыты. Все чаще и чаще перед органами государственной власти вставала проблема создания новых площадей для захоронения отходов.
Ситуацию срочно нужно было менять. Россия утопала в мусоре.
Количество образующегося от жизнедеятельности мусора превышает возможности полигонов в 3 раза.
Впервые о необходимости реформирования этой области заговорили в 2011 году, когда Путин В.В. обратился к регионам с поручением обеспечить подготовку программ обращения с твердыми коммунальными отходами.
На разработку нового законодательства и инструментов регулирования этого сегмента понадобилось 8 лет.
«Мусорная» реформа начала свое действие с 1 января 2019 года и в корне изменила представление граждан о мусоре и о процессе его утилизации.
Какие цели преследует
Реформирование системы сбора и утилизации мусора является необходимостью для нашей страны. Данная сфера длительное время не менялась, установленный процесс обращения с отходами давно устарел.
Цели реформы:
- сортировка мусора. Требуется в корне изменить мировоззрение населения России и ввести порядок сортировки отходов. Это защитит нашу природу от токсичных не разлагаемых или длительно разлагаемых отходов, а также создаст класс мусора пригодного для переработки;
- переработка мусора и создание вторичного сырья. Жизнедеятельность людей стала образовывать больше мусора, изменился и его состав. Складировать миллионы тонн на полигонах уже не получается. Свалки просто не вмещают в себя такие объемы. Более того, установлено, что полигоны с мусором при воспламенении образуют в 100 раз больше токсичных веществ, чем выделял бы мусороперерабатывающий завод. Одна из целей реформы является переработка отходов и изготовление вторичного сырья;
- устранение несанкционированных свалок. Из-за переполненности полигонов образовалось множество несанкционированных свалок, которые загрязняют нашу природу. Проблема требовала разрешения, иначе это приведет к экологической катастрофе.
Достижение поставленных целей возможно только в условиях должного контроля со стороны государства. Для этого введена процедура лицензирования деятельности по оказанию услуг по обращению с ТКО и создан институт региональных операторов. Теперь существует ответственный исполнитель, который контролирует процесс от контейнера до полигона.
К 2024 году планируется повысить количество перерабатываемого мусора до 50%.
Проблемы реализации
На сколько бы не совершенны были модель нового законопроекта и планы Правительства РФ на ближайшие годы, стоит признать, что российское общество было не готово к мусорной реформе.
В первую очередь страна не может похвастаться большим количеством мусороперерабатывающих заводов и сортировочных центров. Учитывая объемы образовывающихся отходов, такие предприятия требуются в каждом втором городе России. Так, по состоянию на сентябрь 2021 года функционирует 243 мусороперерабатывающих завода, 50 сортировочных комплексов и 10 мусоросжигательных заводов.
Смешные цифры в сравнении со статистикой количества вывезенного мусора. Так, к примеру, ежегодно город Москва и Московская область образуют более 50 млн тонн мусора. Поэтому к сегодняшнему дню 7 миллионов гектаров земли нашей страны до сих пор заняты свалками.
Следует отметить и неготовность населения к новому укладу жизни. Новый подход к обращению с ТКО глазами Правительства – это первичная сортировка. То есть сортировка мусора гражданами. Однако, к этому люди не привыкли, а уклад жизни Советского Союза давно в прошлом. Кроме того, учитывая менталитет российского народа, для достижения успеха необходима мотивация. Так, например, модель сортировки мусора в СССР предполагала сдачу стеклотары и макулатуры взамен на блага – книги или деньги. Сортировать мусор по личной инициативе пока россияне отказываются.
Важность и нужность сортировки мусора необходимо преподавать детям в школе.
Не совершенен подход к устройству контейнерных площадок управляющими компаниями. Во многих регионах до настоящего времени людям не предоставлена возможность сортировать отходы – предлагается один общий контейнер.
В некоторых сельских поселениях местные власти вообще отказались от контейнерных площадок и собирают мусор с каждого двора в определенные дни и часы в кузов грузовой машины. Беспредел с сортировкой так и будет процветать пока на это не обратят внимание надзорные ведомства.
Самой острой оказалась проблема финансирования деятельности региональных операторов. Граждане РФ намеренно не оплачивают квитанции за услуги по обращению с ТКО, мотивируя это низкими доходами и недовольством положениями мусорной реформой. Большая задолженность населения может привести к приостановке деятельности оператора.
С течением времени исполнительные власти РФ решают проблемы реализации новых законов. Это требует большого количества времени и новых решений.
Какой федеральный закон регулирует реформу и с какого года
Основополагающим является Федеральный закон от 24.06.1998 №89 «Об отходах производства и потребления». Мусорная реформа начала свое действие не с создания нового нормативного акта, а с дополнения действующего.
Правительством РФ принимаются поправки к основному закону в рамках мусорной реформы. Так, основанием введения нового более емкого термина ТКО и системы обращения с отходами является Федеральный закон от 29.12.2014 №458.
Постановлением Правительства РФ № 269 от 04.04.2016 введен новый порядок определения нормативов накопления ТКО. Документ установил порядок сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых ТКО с учетом сезонности.
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об утверждении правил обращения с твердыми коммунальными отходами и формы типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами» регулируются процессы сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов.
Постановление Правительства от 09.09.2020 №505 установлены правила коммерческого учета объема отходов.
Постановление Правительства от 05.09.2016 №881 установлен механизм конкурсного отбора компаний, которые будут наделены правами и обязанностями регионального оператора.
Этапы внедрения
Государственная Дума и Правительство РФ разработали и приняли комплекс нормативно-правовых актов, которые будут регулировать процесс обращения с ТКО на территории страны. Беспрекословное применение этих положений должно привести в действие реформу и решить все имеющиеся проблемы.
До настоящего времени положения мусорной реформы применяются еще не на всей территории страны.
На уровне региональных властей внедрение новых устоев в общество подразумевает несколько этапов:
- Разработка схемы обращения с отходами;
- Проведение конкурса, который определит регионального оператора;
- Расчет стоимости услуги и установка тарифа;
- Разработка и строительство высокотехнологичных заводов по переработке и утилизации отходов.
Мусорная реформа действует уже почти 3 года, но все ее этапы еще не достигнуты.
Кто такие регоператоры, кто их выбирает и зачем они нужны
Региональный оператор – это ответственный исполнитель. Компания, которая отвечает за все процессы обращения с ТКО от контейнера до полигонов.
Региональный оператор определяется путем проведения конкурса региональной государственной властью. Выбирается 1 или несколько компаний, которые наделяются правами и обязанностями, закрепленными в законодательстве РФ.
В обязанности входит:
- сбор;
- транспортировка;
- обеззараживание;
- переработка;
- утилизация;
- захоронение.
Помимо этого, на плечи регионального оператора легла и проблема строительства перерабатывающих комплексов для создания вторичного сырья.
Устранение незаконных свалок – также обязанность регионального оператора.
Кроме работы с отходами, деятельность компании заключается и в работе с гражданами. Оператор обязан заключить договоры на оказание услуг с собственниками помещений, рассчитать стоимость услуги, предоставить квитанции и принять по ним платежи.
Сколько теперь стоит мусор и как формируются тарифы
Тарифы на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливаются региональными операторами в пределах верхней границы, установленной региональной властью субъекта. Стандарта для всей территории РФ не существует.
Принято выделять 2 подхода к расчету:
- В зависимости от площади помещения.Формула расчета: P = Si * N * T/ 12P — стоимость услуги;Si — площадь помещения;N — норматив накопления отходов в регионе;T — верхняя граница тарифа.
- В зависимости от количества зарегистрированных лиц.Формула расчета: P = Si * N * T/ 12P — стоимость услуги;Si — площадь помещения;N — норматив накопления отходов в регионе;T — верхняя граница тарифа.
Формула расчета стоимости услуги по площади помещения применяется в некоторых субъектах. В основном действует формула расчета по количеству зарегистрированных лиц.
Во всех ли регионах РФ работает программа
Процесс внедрения положений мусорной реформы в регионы происходил постепенно. На момент общего принятия – 1 января 2019 года, 9 регионов страны и 3 города федерального значения оказались не готовы к таким переменам по причине отсутствия необходимой инфраструктуры и нормативно-правовой базы.
В этом списке Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, Еврейская автономная область, Ненецкий автономный округ, Республика Марий Эл, Владимирская, Курганская, Омская области, Забайкальский, Приморский и Хабаровский края.
Отсрочка перехода на новую систему обращения с ТКО связана с отсутствием необходимой инфраструктуры!
На сегодняшний день на новую систему обращения с ТКО перешли все регионы страны. Однако, 3 города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь до сих пор отстают и не реализовывают положения законодательства об обращении с ТКО. Отсрочка действует до 1 января 2022 года.
Изменения в программе на 2021 год
14 января 2019 году Указом Президента Путина В.В. создан новый орган – Российский Экологический Оператор. Целью деятельности является защита здоровья населения и окружающей среды, вторичная переработка, создание новых высокотехнологичных предприятий по переработке и утилизации мусора, а также привлечение инвестиций в эту отрасль.
Самым существенным изменением законодательства о регулировании вопросов по обращению с ТКО связаны с тарифами на услугу. Мусорная реформа, введенная 1 января 2019 года, сразу дала сбой. Большое количество людей отказались платить за вывоз мусора. Причиной отказа стало в основном недовольство высокими тарифами.
К середине 2019 года установлено, что 30% населения России имеют долг перед региональными операторами за оказание услуг по обращению с ТКО.
Правительство РФ решила проблему принятием Постановления от 29.10.2019 №1386. Новый нормативно-правовой акт сделал систему расчета тарифов более простой и прозрачной. Итогом явилось значительное снижение стоимости услуги.
02 июля 2021 года принят ФЗ №356, которым внесены изменения в положения мусорной реформы:
- усовершенствован процесс учета коммунальных отходов;
- изменен контроль за обращением отходов I и II классов опасности;
- введена схема разработки и утверждения инвестиционной программы оператора по обращению с отходами I и II классов опасности;
- изменения коснулись транспортировки отходов;
- введение процедуры передачи отходов I и II классов опасности федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с такими отходами.
Что получилось достичь к 2021 году со время принятия в 2019
Мусорная реформа действует на территории России уже более 2 лет. К этому времени достигнуты некоторые вершины.
- Выявлено 27 тысяч несанкционированных свалок, около 18 тысяч из них устранены силами региональных операторов;
- Введена система РОП – расширенной ответственности производителей. Представляет собой призыв бизнеса производить и продавать более экологичную продукцию;
- В настоящее время идет строительство 5 мусоросжигательных заводов (4 из них расположились в Московской области и 1 в республике Татарстан);
- Введена процедура сортировки отходов, в некоторых регионах она успешно реализовывается.
- Удалось повысить количество перерабатываемого мусора с 3 % до 7 %.
Количество мусора, образовывающегося от жизнедеятельности населения сократить не удалось. Проблема переполненных полигонов также остается острой.
Опыт регионов
Положения нового законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами действуют на территории России почти 3 года, однако, положительный результат достигнут далеко не всеми регионами.
Самые лучшие показатели сортировки и переработки мусора показала Республика Татарстан.
Москва
В Москве проблема мусора стоит особенно остро, поскольку количество вывозимых отходов существенно превышает возможности полигонов. Из 39 объектов, которые принимали отходы Москвы теперь работают лишь 17, остальные переполнены.
В связи с неготовностью инфраструктуры Москва получила отсрочку на исполнение новых законов до 01 января 2022 года.
Подготовка к введению в действие положений реформы идет полным ходом. В настоящее время уже разработана территориальная схема обращения с отходами ТКО, которая утверждена РЭП. Город разделен на зоны, которые отдадут в ведение региональных операторов. Определены компании, которые будут наделены правами и обязанностями регоператоров.
Решена основная проблема – размещения отходов. Принято решение вывозить мусор на ближайшие действующие полигоны, в экотехнопарк «Калуга» и на полигоны, расположенные во Владимирской области.
Жизнь граждан постепенно меняется. Замечен положительный опыт установки цветных контейнеров для сортировки отходов.
Московская область
Территориальная схема обращения с ТКО Московской области представляет собой деление области на 7 кластеров. Каждый из которых отдан в ведение определенного оператора. Теперь услуги по обращению с ТКО в Московской области оказывают 7 региональных операторов.
Как и в Москве, в Московской области остро стоит проблема размещения отходов. Мусор также транспортируется в экотехнопарк «Калуга». На территории Московской области в настоящее время ведется строительство 4 мусоросжигающих заводов. Планируется строительство мусороперерабатывающих заводов.
Также рекомендуем почитать интересную статью про 7 региональных операторов Московской области, которые отвечают за вывоз мусора.
Санкт-Петербург
Несмотря на отсрочку применения законодательства, регулирующего вопросы обращения с ТКО, Санкт-Петербург активно ведет подготовку и уже показывает неплохие результаты.
Отсрочка была предоставлена в виду отсутствия возможности переработки мусора. На территории города имеется всего одно такое предприятие. В настоящее время ведется активная работа по планированию новых мусороперерабатывающих и мусоросжигающих заводов. Строительство еще не началось, процесс пока на стадии утверждения проектов и привлечения инвестиций.
Граждане Санкт-Петербурга привыкают к первичной сортировке с помощью нескольких контейнеров на площадке. По итогам 2019 – 2020 эта система уже показала неплохие результаты. Так, из всего собранного мусора, 7% Санкт-Петербург отправил на переработку, а остальную часть на полигоны в Ленинградскую область.
Ленинградская область
В ленинградской области мусорная реформа уже в полной мере работает. Разработана и утверждена территориальная схема обращения с ТКО. Вся Ленинградская область обслуживается одним региональным оператором.
В области активно ведется работа по сортировке мусора. Внедряется система централизованного и децентрализованного сбора мусора. По мнению региональных властей, это будет способствовать увеличению процента перерабатываемых отходов.
Централизованный способ подразумевает традиционный сбор отходов на контейнерных площадках общего пользования. Децентрализованный расширяет возможности населения и предполагает предоставление контейнеров в личное пользование в домовладения. В настоящее время новая система уже показывает положительные результаты.
Что будет с действующими полигонами ТБО
В рамках реализации положений мусорной реформы надзорными ведомствами совместно с органами государственной власти проведена проверка действующих полигонов ТБО. Общероссийская статистика этого вопроса показала, что 48% объектов нарушают законодательство РФ. Выявлены многочисленные нарушения, связанные с загрязнением окружающей среды, расположение в черте города или непосредственной близости, нарушение норм, связанных с хранением отходов и многое другое.
В ближайшее время действующие полигоны будут подвергнуты серьезным изменениям с целью приведения их в соответствие с действующим законодательством. В случае невозможности устранения выявленных нарушений полигоны будет принято закрыть.
Кроме того, в рамках мусорной реформы планируется произвести рекультивацию большинства полигонов.
Что происходит в сельской местности
С введением новых положений законодательства, сильнее всего изменилась жизнь жителей сельской местности. Прежняя процедура обращения с отходами была более чем примитивна. Мусор мог не вывозиться годами, поэтому жители деревень и сел самостоятельно организовывали свалки в оврагах или опушках леса. Теперь эти несанкционированные свалки будут ликвидированы.
Владельцам домов в сельской местности придется оплачивать новую квитанцию за услугу по обращению с ТКО. При этом, такая оплата будет начислять на все дома населенного пункта независимо от их использования для проживания. В дальнейшем собственники домов, которые не используются или используются сезонно, будут обращаться к региональному оператору для производства перерасчета.
Также рекомендуем почитать интересную статью про организацию работы с мусором в частной местности.
Заключить договор с региональным оператором придется всем собственника. Обойти эту процедуру не получится, поскольку это строго указано в законе. Оператор, в свою очередь, обеспечит вывоз ТКО и ликвидирует несанкционированные свалки.
Новая система обращения с ТКО применяется практически на всей территории России почти 3 года. К сегодняшнему дню достигнуты некоторые высоты и намечены дальнейшие цели. Российское общество на верном пути. Будем надеяться, что мусорная реформа будет набирать обороты и очень скоро получится создать идеальную модель обращения с ТКО.