ФЗ об обращении с отходами (89-ФЗ) освещает правовые стороны вопроса, касающегося манипуляций, производимых с отходами от процессов производства и потребления. Соблюдение положений закона позволяет уменьшать отрицательное влияние на природную среду. Следование закону способствует использованию отходов как сырьевых ресурсов.
- Кратко о самом законе
- О первой главе. Какие классы отходов по степени опасности выделяет закон?
- Приоритеты государства в сфере обращения с отходами
- Кратко о III главе. Что регламентирует закон в области действий с отходами всех классов опасности?
- О нормировании в действиях с отходами из закона
- Об экономическом регулировании в действиях с отходами из закона
- Ответственность за неисполнение закона
Кратко о самом законе
89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» приняла Государственная Дума еще 22 мая 1998 года. С этой даты в закон вносились некоторые поправки и изменения.
Рассматриваемый ФЗ – это главный документ, в котором описаны основные принципы деятельности, заключающейся в проводимых манипуляциях с разными видами отходов, относящихся к разным классам по степени опасности.
Также закон говорит о ведении политики государства в этой области, о нормировании и регулировании процессов образования, хранения, захоронения, утилизации и обезвреживания отходов.
Закон состоит из 8 глав, 31 статьи. Некоторые статьи на сегодняшний день утратили свою силу, что также отражено в законе.
Более подробно рассмотрим данный закон с последними изменениями далее.
О первой главе. Какие классы отходов по степени опасности выделяет закон?
Глава I ФЗ «Об отходах производства и потребления» говорит об основных положениях. В ней даются основные определения, объясняется значение главных терминов. Так, например, разъясняется, что нужно понимать под «отходами производства и потребления». Такие отходы являются веществами, предметами, материалами, полученными в ходе производственного процесса, процесса потребления или оказания услуг, и подлежащие удалению.
В первой статье определяют также такие понятия, как хранение и накопление отходов. Изучив данные значения этих терминов, становится понятна разница между данными двумя понятиями. Хранение отходов подразумевает их перемещение для дальнейших утилизационных, обезвреживающих действий, а также для их захоронения на специально отведенные места на время, большее 11 месяцев, а накопление отходов – до 11 месяцев – т.е. это их временное помещение на специализированные площадки с такой же целью.
Первая статья формулирует определения и других терминов, связанных с процессами при манипуляциях с отходами. Статья определяет такое понятие, как сбор отходов – это (из ФЗ-89) их принятие от физических и/или юридических лиц для осуществления с ними дальнейших действий (переработки, перемещения, хранения и захоронения – совокупность последних двух действий составляет еще одно понятие – размещение отходов, и т.д.).
Первая статья говорит и об утилизации отходов. Под этим термином подразумевается возможность использовать разного рода отходы в изготовлении других товаров, материалов, в рециклинге, в получении из них каких-либо составляющих частей для их очередного применения.
Ст. 2 ФЗ говорит о положениях государственного регулирования в области, касающейся разных осуществляемых действий с образующимися отходами. Регулирование при этом происходит согласно принципам рассматриваемого ФЗ, а также в соответствии с положениями других законов и правовых актов на уровне РФ, субъектов РФ и на муниципальном уровне.
Последний пункт первой главы включает в себя классификацию отходов, основанную на степенях их опасности для живых организмов и природной среды. Эта классификация состоит из:
- I класса – крайне опасных;
- II класса – высокоопасных;
- III класса – умеренно опасных;
- IV класса – малоопасных;
- V класса – почти не опасных отходов.
Приоритеты государства в сфере обращения с отходами
Приоритетным сторонам политики нашей страны при совершении определенных действий с отходами посвящена Статья 3 ФЗ об отходах. Основополагающие принципы деятельности нашего государства в этой области содержат в себе следующие положения:
- Все действия, производимые с разного рода отходами, должны быть направлены на защиту человеческой жизни и здоровья, на сохранение биоразнообразия и нормального состояния экологической обстановки.
- Общественные интересы в области экологии и экономики должны быть строго взаимосвязаны для более стабильного развития общества.
- Внедрение и применение современных хороших, но недорогих технологических решений в деятельности, связанной с манипуляциями с отходами.
- Для сокращения массы отходов обязательной является максимально возможная переработка сырьевых запасов.
- Экономическое регулирование совершаемых действий и осуществляемых процессов в данной сфере так же с целью сокращения числа образующихся отходов и включение их в хозяйственную деятельность.
- Обеспечение доступа к информации в соответствии с законами РФ.
- Международное сотрудничество РФ, касающееся вопросов в данной области.
При определении приоритетных направлений страны в этой сфере была выделена такая последовательность:
- максимально полное использование изначальных сырьевых ресурсов и материалов;
- осуществление предотвращающих образование разнообразных видов отходов действий;
- снижение общей массы всех отходов и совершение действий, способствующих понижению их классов опасности в местах их формирования;
- манипуляции по обработке, обезвреживанию отходов, проведение утилизационных мероприятий.
Кратко о III главе. Что регламентирует закон в области действий с отходами всех классов опасности?
Об общих требованиях, предъявляемых к совершению определенных действий с отходами, говорится в Главе III рассматриваемого Федерального закона. Так, последняя редакция Ст. 11 ФЗ-89 содержит информацию, касающуюся деятельности юрлиц и ИП при эксплуатации помещений и конструкций, которая связана с манипуляциями, производимыми с разными отходами. В этой статье говорится, например, о том, что упомянутые лица должны платить определенные суммы за оказание отрицательного влияния на природную среду вследствие размещения отходов. Они должны использовать в своей деятельности новейшие доступные разработки в области безотходных технологий, самостоятельно осуществлять наблюдение и анализ состояния экологической ситуации в местах хранения и захоронения отходов, при этом предъявлять ряд документов, являющихся подтверждением их действий и т.д.
Рассматриваемый ФЗ говорит о том, что лица (ИП, юрлица), занимающиеся сбором, транспортировкой, переработкой, утилизацией отходов, обязательно должны иметь на осуществление такого рода занятий лицензию (это требование введено с 1 июля 2016 г.). Организациям, не получившим лицензию, запрещается заниматься подобной деятельностью, за несоблюдение данного правила законом предусмотрены санкции в виде административной ответственности.
Ст. 13.2. Главы III содержит информацию о необходимости проведения мероприятий, включенных в разнообразные региональные программы, в сфере обращения с отходами, целью которых является:
- постройка помещений, сооружений, предназначенных для утилизационных действий с непригодными для пользования веществами и материалами с целью снижения их отрицательного воздействия на экологию среды;
- оказание финансовой помощи в постройке объектов для манипуляций с мусором, образующимся при использовании товаров;
- проведение утилизационных мероприятий;
- определение несанкционированных свалок;
- предотвращение обнаруженного негативного влияния на окружающую среду каким-либо предприятием;
- предоставление свободы гражданам владеть информационными данными в этой сфере.
Все эти мероприятия, осуществляемые на региональном уровне, включаются и в список мероприятий госпрограмм.
Разработанные региональные программы должны опубликовываться на Интернет-сайтах регионов РФ для обеспечения свободного доступа любому желающему.
Индивидуальным предпринимателям и юрлицам при осуществлении какой-либо деятельности, в ходе которой происходит накопление отходов, необходимо их отнести к одному из пяти классов по степени опасности. Для этого изучается состав смеси веществ и материалов, являющихся отходами, оценивается мера их отрицательного влияния на экологическую обстановку и согласно этим проведенным действиям составляется паспорт отходов I – IV классов. Последовательность осуществляемых действий при паспортизации определяется органом государственной исполнительной власти, получившим полномочия от Правительства РФ.
Осуществлять определенные манипуляции с отходами I – IV могут лица, отвечающие определенным требованиям. Эти требования прописаны в Статье 15 рассматриваемого Федерального закона. Работать с непригодными веществами и материалами I – IV классов имеют право только квалифицированные лица, получившие документ о профподготовке или о дополнительном образовании. При этом за принятие в организацию, занимающуюся осуществлением разного рода манипуляций с отходами, работников ответственны должностные лица самой организации.
В этой главе перечислены требования, которые предъявляются к перемещению веществ, предметов и материалов, образованных в ходе процессов деятельности. Перемещение осуществляется при условии имеющегося паспорта отходов, существования специально предназначенного для этого транспорта с необходимыми знаками, соблюдения правил техники безопасности при совершении любых манипуляций, осуществляемых при транспортировке отходов. Обязательным условием для их перемещения является определенная документация, в которой прописаны количественные данные об отходах, с какой целью и в какое место эти отходы транспортируются.
О нормировании в действиях с отходами из закона
Нормированию посвящена Ст. 18 ФЗ-89. При работе организаций ИП и юрлиц, в ходе которой происходит образование веществ, их смеси и материалов, не пригодных для применения и подлежащих удалению, для упомянутых лиц устанавливаются определенные нормативные показатели образования отходов и лимиты по их возможному размещению, которые определяются согласно предельно допустимым концентрациям пагубных для среды компонентов. По методическим рекомендациям ИП и юрлицами (кроме представителей малого и среднего бизнеса) самостоятельно разрабатываются проекты нормативных показателей образования остатков производственной и другой деятельности и проекты лимитов на размещаемые отходы. Эти методические рекомендации утверждаются органом исполнительной власти (федеральным или субъекта РФ), получившим на то должные полномочия.
Представители малого и среднего бизнеса, в ходе ведения которого происходит образование промышленного, бытового мусора, должны давать отчетную информацию с данными, связанными с образованием, утилизацией, обезвреживанием, размещением такого мусора, в уполномоченный орган исполнительной власти.
При несоблюдении нормативных показателей и при превышении лимитов деятельность предприятий ИП и юрлиц может быть подвергнута ограничению, приостановке или может быть даже вообще запрещена.
Об экономическом регулировании в действиях с отходами из закона
Закон говорит о трех главных принципиальных пунктах экономического регулирования осуществления практики, касающейся отходов. Одним из главных принципиальных положений является максимальное сокращение числа веществ и материалов, образующихся в результате протекающих процессов как отбросы и выбросы, и включение их в производственную деятельность в качестве вторсырья.
Вторым принципиальным положением, указанным в Главе V этого Федерального закона, является установление определенного уровня денежной компенсации за размещение отходов индивидуальными предпринимателями и юрлицами. Если быть точнее, то плата взимается в случае, когда отбросы представляют опасность для нормальной экологической обстановки, здоровья людей. Однако если организация обеспечена техническими разработками и сооружениями, позволяющими полностью защищать природную среду от негативного воздействия образующихся отходов, то компенсация не взимается. При этом отсутствие отрицательного влияния промышленного, бытового мусора должно подтверждаться данными проведенных мониторингов. Также плата не взимается с предприятий, которые подвергают остатки производственной и другой деятельности накоплению в течение не более 11 месяцев с целью их дальнейшей утилизации. Статья 23 данного закона говорит и о других нюансах, о которых должны знать предприниматели для осуществления своей деятельности.
Третьим основным положением является экономическое стимулирование. Суть данного принципа заключается в том, что компенсация за оказание отрицательного влияния на среду снижается, если предприниматель использует в своей деятельности новейшие технологические разработки, позволяющие снижать количество образующегося мусора. Также, например, предпринимателям будут предоставлены льготы на плату за негативное влияние на среду размещаемых отходов, если они используют в своей деятельности для изготовления товаров биоразлагаемые материалы.
Статья 24.5 рассматриваемого ФЗ говорит об экологическом сборе, являющимся неналоговым доходом бюджета страны. Такой сбор должны проплачивать изготовители и поставщики продукции, подлежащей совершению утилизационных мероприятий при утрате ее потребительских свойств, в нужный срок. Формирование ставки этого сбора совершается исходя из средних денежных показателей затрат на действия с единицей товара или массы изделия, утратившего свои технические, экономические и эстетические качества. Расчет экологического сбора производят путем умножения ставки на массу выпущенной продукции или на число единиц утилизируемого товара в зависимости от его вида, или на массу упаковки, использованной в изготовлении этого товара, и еще на утилизационный норматив, считающийся в относительных единицах. Очень подробно о теме экологического сбора, о его расчете рассказано в 12 подпунктах Статьи 24.5 закона.
Ответственность за неисполнение закона
Невыполнение требований данного ФЗ РФ ответственными лицами организаций и гражданами может привести к разным видам ответственности, вплоть до уголовной согласно положениям законодательства РФ.
Данный Федеральный закон посвящен манипуляциям, осуществляемым с отходами, полученными в ходе деятельности организаций и подверженных удалению, и требованиям, предъявляемым к этим действиям. Положения закона особенно необходимо знать ряду предпринимателей во избежание нежелательных проблем.
Как в действительности осуществляется реализация Федерального закона «Об отходах производства и потребления», и какие изменения в нем могут быть произведены, рассказывают в следующем видео.
Живу в частном доме, имеется контейнер для сбора мусора. Организация занимающаяся вывозом мусора игнорирует наши контейнера и заставляет нас выбрасывать мусор в приезжающую раз в неделю машину, без рабочего забирающего мусор, и люди должны отпрашиваться с работы, чтобы выбросить мусор. Законно ли это?
Если я не заключила договор на вывоз ТКО с региональным оператором, имеет ли он право присылать мне квитанции на оплату?
Заключила договор в декабре 2022 а мне прислали оплату за 4 года. На каком основании и имеют или они права. Ведь договор заключается в декабре 2022 года значит и начисления тоже?