Отходы класса «А» — мусор, который образуется во время осуществления деятельности разных медицинских учреждений. Согласно классификации медицинских отходов, в этот класс входят использованные материалы и предметы, неопасные для человека. Однако знать, как с ними обращаться и как их утилизируют, необходимо (в первую очередь сотрудникам лечебно-профилактических учреждений — ЛПУ).
Что к ним относится?
В медицине, как и в любой иной сфере нашей деятельности, постоянно образуются разного рода отходы, причем в довольно большом количестве. Одна часть медицинского мусора представляет серьезнейшую опасность и требует особенных методов обеззараживания и обезвреживания, а также определенных способов последующей утилизации, а другая часть отходов не является опасной, но при обращении также требует соблюдения СанПиНа.
Для того чтобы понять, являются ли опасными для здоровья и жизни людей отходы класса «А», необходимо ознакомиться с полной классификацией медицинских отходов.
Первым классом, с которого начинается классификация медицинского мусора по степени опасности, и является класс «А». Он включает в себя неопасные отходы медицинских и других учреждений (подробнее о том, что относится к отходам класса «А», будет рассказано ниже).
В классы «Б» и «В» входит соответственно опасный и крайне опасный, с эпидемиологической точки зрения, мусор. Например, к отходам класса «Б» принадлежат материалы, запачканные кровью больных. Класс «Г» состоит из отходов с токсикологической опасностью (лекарства с истекшим сроком годности, дезинфицирующие средства и т. д.).
Класс «Д» состоит из медицинского мусора, обладающего радиоактивностью. Чем опасны радиоактивные отходы, читайте здесь.
Медицинские отходы класса «А». Что это такое? Рассмотрим этот класс более подробно.
Это отходы, которые не подвержены заражению микроорганизмами – возбудителями инфекционных болезней, то есть они не несут в себе эпидемиологической опасности, а по содержанию приближаются к ТБО (твердым бытовым отходам).
Эта группа медицинского мусора является самой широкой. Согласно морфологическому составу отходов рассматриваемый класс составляют:
- Отработанные материалы, не соприкасавшиеся с биологическими (кровь, мокрота и т. д.) жидкостями больных людей и не контактировавшие с пациентами, имевшими инфекционные заболевания. Сюда относят не зараженный патогенными микроорганизмами мусор, состоящий из использованных салфеток, гипса, одноразовой одежды сотрудников и т. д.
- Выработавшие свой ресурс предметы интерьера, все картонные и бумажные материалы, находящиеся в медицинских и прочих учреждениях.
- Мусор, образующийся при уходе за территорией больницы и т. д.
- Пищевые остатки столовых, буфетов всех отделений медицинского учреждения, кроме инфекционных.
Видео
О том, в каких объемах ежегодно образуются медицинские отходы разных классов опасности, о том, как осуществляется их сбор и хранение. Какие при этом совершают нарушения, рассказывают в следующем коротком видео:
Источники
Источниками медотходов класса «А» считаются медицинские учреждения и их подразделения. Конкретными местами образования мусора рассматриваемого класса являются:
- палаты с больными (исключение составляют палаты, где лежат пациенты с инфекционными заболеваниями);
- хозяйственные помещения медицинских учреждений;
- буфеты и столовые (об исключениях говорилось ранее);
- прилежащая к учреждениям территория.
Обращение с отходами, требования к их сбору и хранению
Важно! О правилах всех действий, производящихся с медицинским мусором, написано в инструкции, установленной руководством той или иной организации.
Помимо полного алгоритма действий с отходами, в инструкции указываются данные работников, ответственных за осуществление процедуры сбора, непродолжительного хранения, обезвреживания и перевозки мусора.
Сбор
Сбор мусора, относящегося к классу «А», кроме остатков пищи, производят с помощью контейнеров многоразового пользования и разовых пакетов. Все пакеты для медицинских отходов различаются по цветам.
При осуществлении сбора непригодных для дальнейшего применения предметов, составляющих класс «А», могут использоваться пакеты любой окраски, исключением являются красные и желтые пакеты. Однако, как правило, пакеты для отходов класса «А» бывают белого цвета с нанесенной на них соответствующей маркировкой.
Для размещения пакетов необходимо применять тележки или контейнеры для многократного использования, которые также должны иметь определенную маркировку. Замена пакетов осуществляется не менее 1 раза за рабочую смену, то есть не меньше 1 раза примерно за 8 часов.
По-другому производится сбор остатков пищи в медицинских учреждениях.
Пищевые отходы класса «А» могут быть удалены через систему городской канализации. Но при этом столовые и буфеты организации должны быть оснащены измельчителем пищевых остатков — диспоузером, который устанавливается под раковину и соединяется с общей системой канализации.
Если сброс пищевых остатков через канализационную систему невозможен, то они должны собираться с помощью контейнеров и пакетов, не использующихся для других составляющих медицинского мусора класса «А».
Отходы пищи, которые будут отвезены на полигоны ТБО с целью захоронения, должны собираться в емкость многократного пользования, обернутую в одноразовую упаковку, и отправляться на краткосрочное хранение в отведенное для этого место.
Хранение
Для перемещения отходов (за исключением пищевых) к участку хранения могут использоваться мусоропроводные устройства или пневмотранспорт. При этом мусор подлежит обязательной упаковке. В составе мусора должны отсутствовать предметы, способные перекрыть трубу мусоропровода.
Обратите внимание! Нельзя, чтобы отходы из мусоропроводного устройства сбрасывались на пол помещения.
В помещении, куда попадают отходы, должны находиться контейнеры, необходимые для сбора мусора в течение не менее 1 суток, подвод воды, трап для слива стоков в канализацию.
Пищевые остатки могут храниться без перемещения их в холодильник 24 часа. Отходы, имеющие крупные размеры, помещаются в специальные отдельные бункерные емкости.
Контейнеры с заполненными пакетами с целью непродолжительного хранения отходов устанавливаются на специальных огражденных площадках с твердой поверхностью. Такие асфальтированные площадки должны располагаться на участке медицинского учреждения на расстоянии больше 25 м от самого помещения и пищевого блока. До каждой из границ площадки от контейнерных оснований должно оставаться расстояние, не меньшее 1,5 м.
Собранные отходы обеззараживать не нужно. Дезинфекции подлежат контейнеры, которые были использованы при сборе и перевозке мусора. Мойку таких емкостей производят постоянно после каждого разового использования, а дезинфекцию – 1 или более раз в 7 дней.
Также необходимо мыть и дезинфицировать мусоропровод, для этого он должен иметь соответствующую конструкцию. Мойка камер сбора мусора должна производиться каждую неделю.
Вывоз находящихся в контейнерах отходов с площадок производится специализированными компаниями, с которыми медицинские или иные учреждения заключают договор.
При этом перевозка происходит согласно схеме, актуальной для конкретного региона страны, и согласно законодательству РФ. При вывозе медицинского мусора класса «А» организации вправе пользоваться транспортом, служащим для перевозки ТБО.
Данные транспортные средства и использующиеся контейнеры должны мыться и дезинфицироваться на предназначенном для этого участке обслуживающей компании не меньше 1 раза за неделю. Транспортировка отходов осуществляется к месту их утилизации.
Как утилизируют отходы класса «А»
Утилизация отходов класса «А» подразумевает главным образом их захоронение на территории полигонов ТБО. Причем остатки пищевых продуктов, привезенные из медицинских учреждений (кроме отделений, в которых производится лечение пациентов с инфекционными болезнями), могут использоваться в сельскохозяйственной деятельности согласно законам РФ.
Отходы класса «А» не несут особой опасности и утилизируются вместе с ТБО. Внимательное и рациональное отношение сотрудников больницы к образующемуся мусору, соблюдение всех требований СанПиНа позволяют не только защитить окружающую среду от негативного влияния большого количества отходов, но и повысить престиж самого лечебного учреждения.
Городская больница имеет на территории 3 площадки, заключен договор на вывоз мусора с графиком вывоза 6 раз в неделю, где находится пищеблок, а в двух других площадках 3 раза в неделю, так как нет пищевых отходов, но организация, осуществляющая вывоз утверждает, что по СаНпину положено на всех площадках вывозить ежедневно, предоставляя счета по их расчетам, что не соответствует нашим расчетам. Каждый день не имеет смысла, нет таких объемов. правомерны ли действия?