Отходы класса «Б» образуются в процессе деятельности фармацевтических, медицинских учреждений, лабораторий и т.д.
Они должны быть определенным образом обеззаражены и утилизированы, т.к. могут быть инфицированы возбудителями заболеваний человека. О том, что к ним относится и как с ними обращаться, данная статья.
Что это за отходы, места их образования
Медицинские отходы класса «Б». Что это такое? Давайте разберемся, начав рассмотрение темы с общих определений основных понятий.
Согласно законодательству РФ под термином медицинские отходы понимается совокупность анатомических, патологоанатомических, микробиологических, биохимических и физиологических отходов, постоянно образующихся в медицинской и фармацевтической практике, при производстве лекарств, а также при использовании для медицины микроскопических организмов, являющихся возбудителями ряда инфекционных болезней, и генетически модифицированных микроорганизмов.
Существует определенная классификация всех медицинских отходов на классы (по СанПиНу 2.1.7.2790 – 10).
- К классу «А» относятся медицинские отходы, неопасные для жизни и здоровья человека и по своему составу причисляющиеся к ТБО.
- К классу «Б» принадлежат отходы, представляющие эпидемиологическую опасность.
- К классу «В» относят медицинские отходы с чрезвычайной эпидемиологической опасностью.
- К классу «Г» принадлежат отходы с токсилогической опасностью (1 – 4 класса опасности).
- К классу «Д» относятся отходы, содержащие радиоактивные элементы.
Таким образом, отходы, относящиеся к классу «Б», – это отходы, являющиеся эпидемиологически небезопасными, то есть они могут быть инфицированы (заражены) микроскопическими организмами, принадлежащими к III – IV группам патогенности. Кроме того, медотходы относят к данному классу, если они контактировали с разным родом биологических жидкостей.
Что входит в отходы класса «Б»? Согласно характеристике морфологического состава отходов в перечень класса «Б» входят:
- отходы, уже являющиеся зараженными или которые могут быть заражены;
- совокупность медицинских материалов и инструментов, а также других предметов, которые контактировали с биологическими жидкостями человека (кровью и т.д.);
- мусор, образующийся в патологоанатомических отделениях;
- остатки органического происхождения (части тканей, органов), образующиеся при проведении операций;
- остатки пищи, собранные в инфекционных отделениях;
- мусор, полученный в лабораториях, в которых осуществляется деятельность с использованием микробов III – IV групп патогенности;
- отходы биологического происхождения, образующиеся в определенных помещениях при медико-биологических и других организациях, в которых используются подопытные животные (такие помещения называются вивариями);
- остатки живых вакцин, дальнейшее применение которых невозможно.
Места образования таких отходов: реанимационное, операционное и т.д. отделения медицинских учреждений, стоматологии, кожно-венерологические диспансеры, лаборатории в больницах, ветклиники, виварии и т.д.
Что входит в процесс обращения с медицинским мусором
Алгоритм по осуществлению манипуляций с отходами класса «Б» включает в себя следующие этапы:
- Проведение сбора медицинского мусора в организациях.
- Перевозка отходов из разных мест их образования на участки, предназначенные для кратковременного хранения в зоне медицинского учреждения. Обеззараживание мусора.
- Транспортировка мусора из учреждений к месту утилизации, осуществляется специализированными компаниями. Эти же компании могут самостоятельно осуществлять утилизацию медицинского мусора. При этом должны быть соблюдены тех требования для уничтожения отходов надлежащим образом.
- Осуществление процесса утилизации.
Все организации, при ведении деятельности которых образуются мусор класса «Б», должны вести журнал учета отходов. Форму журнала учета составляет определенная документация, изучить которую можно в СанПиНе.
Правила сбора и хранения, что гласит СанПиН
Подробно о правилах сбора и хранения медотходов прописано в СанПиНе 2.1.7.2790 – 10. Разберем основные моменты, касающиеся отходов класса «Б».
Важно! Необходимо, чтобы все сотрудники медицинских учреждений, лабораторий и т.д., работа которых связана с постоянным контактом с отходами класса «Б», были привиты от гепатита В.
В организациях должна быть составлена и утверждена инструкция с правилами осуществления деятельности с отходами на каждом этапе контактирования с ними, а также с указанием лиц, несущих ответственность за манипуляции с медицинским мусором.
В медицинских учреждениях, лабораториях и т.д. используются специальные пакеты для медицинских отходов, различающиеся по цвету в зависимости от класса опасности отходов. Для класса «Б» применяют желтые пакеты. На такие пакеты ставят маркировку с указанием наименования учреждения и отделения, она подписывается лицом, несущим ответственность за осуществление действий с медицинскими отходами.
Отходы, в составе которых содержатся острые части инструментов, иголки шприцев и т.д., подлежат сбору в специальные емкости, на которые также ставят маркировку. Остатки органического происхождения собирают в упаковку, которая плотно закрывается крышкой (должна быть соблюдена герметичность упаковки).
Также, в дополнение к данной теме рекомендуем почитать про утилизацию шприцов и игл.
Запрещается при сборе отходов осуществлять какие-либо иные манипуляции с ними. Так, например, запрещается надевать на иголки шприцев колпачки. Нельзя перемещать медицинский мусор из одного контейнера в другой. Запрещается уплотнять мусор в пакетах и других емкостях. Воспрещено расположение отходов вблизи с обогревательными приборами.
Весь мусор должен быть собран работниками и оправлен на дальнейшую стадию процесса утилизации в продолжение десятой рабочей смены. Пакеты под медицинский мусор должны меняться в каждую смену, при этом они должны быть заполнены не более чем на ¾ части от их объема. После заполнения емкостей сотрудник производит закрытие всех контейнеров крышками и завязывание пакетов с использованием стяжек. Затем все емкости маркируются. При этом сотрудник указывает дату сбора, название учреждения, свои инициалы, а также прописывает, что данные отходы относятся к классу «Б».
Транспортировку отходов к участку их временного хранения осуществляют с помощью тележки, на которую устанавливаются контейнеры с пакетами или специальные баки. Емкости для перемещения отходов должны хорошо фиксироваться на тележке и плотно накрываться крышкой для предотвращения самопроизвольного открывания.
Сотрудник, взаимодействующий с медицинскими отходами, обязан пользоваться специальными средствами защиты (костюмами, перчатками, респираторами).
К местам, предназначенным для временного накопления отходов, также предъявляется ряд требований. Так, например, входить туда могут только лица, осуществляющие деятельность по сбору и хранению медицинского мусора, посторонним лицам вход запрещен. С целью временного сохранения отходы класса «Б» могут помещаться в подсобки. Однако затем они должны быть обязательно транспортированы к пункту их обеззараживания и дальнейшего уничтожения. Если для хранения мусора требуется срок, превышающий 1 сутки, то отходы должны помещаться в холодильник, использующийся исключительно для этой цели.
Обеззараживание
Обеззараживание отходов класса «Б» – это обязательный этап в процессе обращения с медицинским мусором, осуществляющийся перед временным хранением или уничтожением отходов.
В соответствии с СанПиНом разрешается не проводить обеззараживание только остатков органического происхождения, так как их можно уничтожать посредством сжигания. Все остальные отходы должны дезинфицироваться.
Используемые способы дезинфекции мусора определяются самостоятельно в учреждениях при разработке общей схемы обращения с медицинскими отходами. Применение того или другого метода обеззараживания зависит от профиля организации и ее технологической обеспеченности.
В дезинфекции отходов используется несколько способов:
- Децентрализованный, т.е. дезинфекция производится на участках, которые являются непосредственными местами образования отходов рассматриваемого класса.
- Централизованный, т.е. дезинфекция осуществляется за пределами медицинского, фармацевтического и т.д. учреждения. При этом обеззараживание производят специализированные компании, с которыми то или иное учреждение заключило договор.
При обеззараживании обычно используют два способа, установленные в СанПиНе. Это следующие способы:
- Химический. Обеззараживание производится дезинфицирующими средствами, имеющими бактерицидные свойства.
- Аппаратный. Данный способ основан на воздействии на мусор водяного пара с повышенными температурами (более 100оС), радиации или электромагнитных излучений. Процесс дезинфекции паром осуществляется в условиях повышенных значений давления.
Проверка результата обеззараживания происходит в микробиологических лабораториях. После процесса дезинфекции медицинские отходы направляются на стадию утилизации.
Утилизация
Как утилизируют медицинский мусор? Утилизация отходов класса «Б» подразумевает их уничтожение посредством сжигания или захоронения. Причем данный вид мусора после обеззараживания аппаратными способами может утилизироваться одновременно с отходами, принадлежащими к классу «А».
При термической обработке мусора медицинских и других учреждений также используются два способа: децентрализованный и централизованный. В первом случае процесс осуществляется с использованием инсинераторов, во втором случае термическое уничтожение производится на мусоросжигательных заводах или на отдельных его участках (если мусор не был предварительно обеззаражен).
Спекшиеся, измельченные, спрессованные отходы класса «Б» могут подвергаться захоронению на полигонах при условии отсутствия возможности их вторичного использования.
Органические остатки, образующиеся в операционных и патологоанатомических отделениях, кремируют или подвергают захоронению в могилы, занимающие определенное, предназначенное для этого место на кладбище.
Опасные отходы класса «Б»: органы, ткани человека, использованные ватные тампоны, марлевые повязки, шприцы и т.д. – образуются в больших количествах в медицинских и других учреждениях, они требуют определенных правил обращения, прописанных в СанПиНе, которые обязательно должны соблюдаться для защиты здоровья и жизни людей.
Подскажите пожалуйста, куда нужно сдавать класс Б
Медицинские отходы класса «Б» так сказать «слегка» опасны, просто так их выкидывать нельзя, медучреждению необходимо заключить договор с организацией, которая специализируется на утилизации данного вида отходов. Обратите внимание, что у них обязательно должна быть лицензия на обращение с данным видом отходов (класс Б), это очень важно.
Подскажите, кто именно должен осуществлять транспортировку желтых мешков с отходами, непосредственно из отделения ЛПУ до мусорных контейнеров? Ясно только то, что сбор и упаковку отходов класса Б проводит медицинская сестра.
У меня возник вопрос, являются ли одноразовые станки для бритья отходами класса «Б» и требуется ли их дезинфеция?
Для какой цели дезинфицировать одноразовые станки? Они же одноразовые, т.е. для однократного использования. Одноразовые станки для бритья приравниваются к одноразовым шприцам и иглам от них, т.к. во время бритья есть вероятность пореза и тем самым, контакта с кровью человека, которая может быть заражена. Исходя из этого, утилизировать одноразовые станки для бритя нужно также, как и одноразовые шприцы.
Чем опасны медицинские отходы класса Б?
Это эпидемиологически опасные отходы, которые представляют для людей и экологии мира опасность ниже среднего. Они безопасны по сравнению с отходами классов В, Г. Но при этом гораздо опаснее отходов А класса. Более подробно про опасность отходов класса Б читайте в статье, в пункте «Что это за отходы, места их образования», там все подробно расписано.
Сбор и временное хранение отходов класса Г осуществляется в маркированные емкости «Отходы. Класс Г». Вывоз отходов класса Г для обезвреживания или утилизации осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.
На всех сайтах, докладах, инструкциях написано, что по санпину отходы кл. Б, которые не утилизируются на месте, ДОЛЖНЫ быть обеззаражены. Но никто не пишет-КАК их обеззараживать. Напишите, пожалуйста, ПОЭТАПНО, как обеззаразить медотходы, которые транспортировались из палат и кабинетов в завязанном пакете до места хранения?