Переполненные мусорные контейнеры не только загрязняют окружающую среду и являются идеальной средой для грызунов и болезнетворных бактерий, но и существенно искажают внешний вид контейнерных площадок. Практически каждому жилому району с многоквартирными домами знакома такая проблема с мусором.
Мусорная реформа 2019 года имеет одну из своих целей упорядочить систему обращения с отходами в многоквартирных домах и не только. Рассмотрим, как организовано оказание услуг по обращению с ТКО и какова ее стоимость для собственников квартир.
- Начисление платы
- Тарифы и формулы, от которых зависит расчет
- Пример
- Проверка корректности расчета
- Правила и нормы
- Кто вывозит крупногабаритные отходы
- Кто вывозит строительные отходы
- Кто отвечает за установку и содержание контейнеров
- Ответственность за складирование на придомовой территории
- Контейнеров нет, под окнами копится свалка — что делать, куда жаловаться
- Изменения в мусорной реформе в 2021 году
- Каких изменений ждать в мусорной реформе в 2022 году
Начисление платы
Изменение законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами повлекло за собой внедрение нового подхода к формированию стоимости услуги и расчета задолженности за вывоз мусора. Теперь финансирование деятельности по сбору и переработки отходов полностью легло на плечи граждан. Задолженность начисляется на все жилые и не жилые помещения независимо от того эксплуатируются они или нет.
Стоимость услуг по обращению с ТКО с принятием новых положений законодательства существенно выросла. Платежи граждан должны покрывать расходы за вывоз и переработку мусора, а в перспективе и строительство перерабатывающих заводов.
Способ формирования задолженности за оказание услуг в сфере оборота мусора полностью регламентирован законодательством РФ. Большинство положений являются общими для всех, но есть некоторые вопросы, решение которых отдано региональным органам власти.
Тарифы и формулы, от которых зависит расчет
В соответствии с действующим законодательством право установления тарифов за вывоз мусора отдано региональным операторам. Однако, имеются некоторые сдерживающие факторы, позволяющие органам власти контролировать стоимость услуг и избежать необоснованного завышения тарифов.
Сначала органами государственной власти субъекта с учетом инфраструктуры региона, количества мусора и особенностей его размещения, устанавливается верхний предел тарифа за услугу по обращению с ТКО – устанавливается максимальная стоимость за 1 кубометр мусора. Превысить установленный тариф нельзя. Помимо этого разрабатывается территориальная схема по обращению с ТКО. Правильность и обоснованность расчетов проверяется Российским экологическим оператором.
Российский экологический оператор утверждает выбранную схему обращения с ТКО и тарификацию. В случае необоснованного завышения тарифа, граждане могут обратиться к РЭО с соответствующим заявлением.
Далее компании – региональные операторы устанавливают свой тариф с учетом верхнего предела, установленного органами государственной власти субъекта. Информация о стоимости услуги размещается в СМИ и на официальном сайте. Расчет задолженности производится ежемесячно для каждой квартиры.
Расчет стоимости оказания услуг по обращению с ТКО осуществляется по двум правилам. Постановлением правительства № 354 от 06.05.2011 региональной власти предоставляется выбрать систему расчета самостоятельно:
- по площади помещения;
- по количеству проживающих лиц.
Большинство субъектов РФ отдали предпочтение способу расчета по количеству проживающих лиц. Считается, что такой подход является наиболее бюджетным для граждан. В случае с расчетами по площади квартиры людям, которые проживают одни в квартире с большой площадью, приходится сильно переплачивать.
Так, для жителей городов Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Ленинградской, Иркутской, Тюменской, Амурской областей и Пермского края, расчет производится в зависимости от площади дома. В остальных регионах стоимость услуги рассчитывается по количеству проживающих лиц в квартире.
Некоторые регионы применяют обе схемы расчета задолженности: и по площади и по количеству проживающих. Например, в Самарской области, жители города Самары платят за мусор по формуле с площадью квартиры, а жители районных центров и городских округов Самарской области оплачивают услугу по количеству проживающих граждан.
Подход к формированию задолженности определяет, какая формула применяется для расчета:
- по площади квартиры;
P = Si * (N / 12) * T, где P – стоимость услуги, Si – площадь квартиры, N – установленный норматив накопления отходов в регионе, T – цена за услугу в пределах допустимого максимума;
- по количеству проживающих лиц.
P = ni * (N / 12) * T, где P – стоимость услуги, ni – количество проживающих лиц в квартире, N – установленный норматив накопления отходов в регионе, T – цена за услугу в пределах допустимого максимума.
Пример
Для расчета стоимости услуги необходимо знать величины установленный норматив накопления отходов в регионе и максимальный тариф.
Пример расчета стоимости услуги для семьи, проживающей в квартире, площадью 50 квадратных метров, расположенной на территории Московской области:
50*891,53*0,114/12=423,48 рублей в месяц.
Примерный расчет стоимости услуги для семьи из 4 человек из Самарской области, проживающих в квартире:
4*1,95/12*598,16=388,8 рублей в месяц.
Проверка корректности расчета
Проверить правильность произведенных расчетов можно с помощью самостоятельных вычислений по вышеуказанным принципам. Формулы расчета стоимости услуги по обращению с ТКО и установленные нормативы находятся в свободном доступе в сети Интернет. В случае выявления ошибки необоснованного начисления задолженности необходимо оплатить квитанцию в установленный срок, а затем обратиться в адрес регионального оператора для проведения перерасчета.
Правила и нормы
С целью поддержания порядка на придомовых территориях и соблюдения санитарно-эпидемиологических требований разработан порядок вывоза мусора из многоквартирных домов. Ведь переполненные мусорные баки могут служить причиной распространения болезнетворных бактерий, образования крыс в подвалах и дворах.
Региональный оператор и управляющая компания при заключении договора на оказание услуг прописывает соглашения о частоте опустошения мусорных контейнеров и производства других работ.
В случае выявления нарушений, связанных с несвоевременным вывозом мусора, следует обратиться в УК, поскольку договор с региональным оператором подписывает председатель УК и имеет возможность направить в адрес компании соответствующую претензию.
Основные правила, предъявляемые к организации сбора и вывоза мусора из многоквартирных домов:
- придомовая территория должна быть оборудована контейнерной площадкой, на которой должны находиться баки, позволяющие производить сортировку отходов. Мусорные баки могут быть окрашены в разные цвета или иметь обозначения;
- контейнерная площадка должна быть огорожена;
- контейнеры должны быть расположены на расстоянии 20-100 метров от многоквартирного дома;
- количество контейнеров должно рассчитываться, учитывая установленные нормативы и являться достаточным для обслуживания всех граждан;
- контейнеры должны быть оборудованы закрывающимися, исправными крышками;
- мусорные баки должны регулярно дезинфицироваться;
- частота вывоза мусора зависит от температурного режима. Так при температуре 4 градуса и ниже, опустошение контейнеров должно производиться не реже в 3 раз в сутки, при температуре 5 градусов и выше вывоз мусора осуществляется каждый день;
- мусор нельзя вывозить с 23 часов до 07 часов утра.
Кто вывозит крупногабаритные отходы
Крупногабаритный мусор из многоквартирных домов вывозится силами и средствами регионального оператора. При этом такой мусор нельзя складировать на контейнерных площадках. Нарушение этого правила влечет за собой административную ответственность и наложение штрафа.
В контейнер для крупногабаритного мусора нельзя выбрасывать обычные отходы и строительный мусор!
Региональный оператор обязан оборудовать специальный участок с контейнером для крупногабаритного мусора.
Кто вывозит строительные отходы
Стоит отметить, что крупногабаритный мусор не включает в себя строительный мусор. Большинство граждан добросовестно в этом заблуждаются и выбрасывают строительные отходы в контейнер для крупногабаритного мусора или в контейнеры для отходов потребления. Однако, к строительному мусору применяются иные правила.
В первую очередь, надо понимать, что строительный мусор не относится к категории ТКО, поэтому региональный оператор не обязан заниматься сбором и вывозом такого мусора. Его реализация происходит иначе.
Региональный оператор не может отказать в заключении договора на вывоз строительного мусора, если объект недвижимости находится на территории его обслуживания.
Владелец квартиры, завершив строительные работы, должен обратиться к региональному оператору для решения данного вопроса. Далее представитель регоператора заключит с собственником соответствующий договор на оказание услуг, к которому будет разработано приложение, фиксирующее детали: место, время вывоза, количество мусора и так далее.
Заплатить за услугу придется дополнительно. Оплата по договору производится отдельно, его стоимость не включается в общую задолженность за обращение ТКО.
Кто отвечает за установку и содержание контейнеров
Организация оборудования и содержание контейнерных площадок является обязанностью управляющей компании. Данное положение строго определено законодательством РФ. Региональный оператор к этому отношения не имеет и ответственности не несет. В его обязанности лишь входит своевременный вывоз мусора из обозначенных мест.
Если контейнерная площадка должным образом не содержится, а мусорные баки являются причиной неприятного запаха, жители многоквартирных домов могут обжаловать действия УК, обратившись к органам местного самоуправления. Рекомендуется к заявлению прилагать фотографии нарушений.
Ответственность за складирование на придомовой территории
За организацию несанкционированных свалок или складирование мусора на придомовой территории, вне специально отведенных для этого местах, предусмотрена административная ответственность и штраф.
При обнаружении подобных нарушений необходимо незамедлительно сообщить об этом региональному оператору. В его обязанности входит их ликвидация. Компания установит собственника участка, на котором расположена свалка и обязует убрать, в случае игнорирования законных требований, оператор ликвидирует мусорку самостоятельно, а понесенные расходы в судебном порядке взыщет с собственника.
Обратиться к региональному оператор можно официально направив письмо с указанием координат несанкционированной свалки, сообщить о нарушении по телефону или воспользоваться сервисом РАДАР. Российский экологический оператор (далее по тексту РЭО), в ведение которого отданы региональные операторы, разработал и запустил в действие систему РАДАР. С его помощью граждане могут в любое время на официальном сайте РЭО заполнить форму заявления и указать координаты несанкционированной свалки. РЭО незамедлительно отреагирует на обращение и организует ликвидацию мусора, после уведомит заявителя о результатах рассмотрения заявления.
Контейнеров нет, под окнами копится свалка — что делать, куда жаловаться
Законодательством строго определено, что ответственность за состояние контейнерных площадок многоквартирного дома возложена на управляющую компанию. Именно ее сотрудники должны своевременно мыть, чистить, проводить дезинфекцию и ремонтировать мусорные баки.
В случае обнаружения переполненных мусорных баков и свалку отходов рядом с ними – обратиться следует к управляющей компании и региональному оператору. В их ведении находится процесс вывоза отходов и соблюдение чистоты на площадке.
А вот на вопрос — кого винить за отсутствие контейнерных площадок, однозначного ответа дать нельзя. Ответственность за приобретение контейнеров законом не предусмотрена. Наблюдаются разночтения.
Граждане могут обратиться в режиме онлайн к Российскому экологическому оператору по любому вопросу. Для этого в круглосуточном режиме работает сервис РАДАР. Сотрудники РЭО разъяснят, как действовать, куда жаловаться или организуют решение вопроса самостоятельно.
Так, предоставлять мусорные баки для многоквартирного дома могут органы местного самоуправления, управляющая компания и региональный оператор, если в стоимость входит отдельная графа расходов на это. В связи с изложенным, обратиться стоит во все три органа.
С другой стороны, складирование мусора в не отведенном месте, например, под окнами многоквартирного дома – относится к категории несанкционированных свалок, за ликвидацию которых отвечает региональный оператор. Поэтому для вывоза такого мусора стоит обратиться к нему.
Изменения в мусорной реформе в 2021 году
В 2021 году существенные изменения коснулись тарифов стоимости услуг по обращению с ТКО для всех регионов страны.
В настоящее время новые тарифы же действуют. Период их применения строго регламентирован и составляет с 01.07.2021 по 30.06.2022 года. Повышение цен составило примерно 3 %. Рост стоимости услуг по вывозу мусора обусловлен увеличением транспортных расходов, необходимостью финансирования инфраструктуры в области переработки отходов и другими факторами.
Изменения коснулись правил вывоза мусора для многоквартирных домов. В частности изменены требования к частоте опустошения контейнеров.
Каких изменений ждать в мусорной реформе в 2022 году
2022 год также принесет некоторые изменения в сфере обращения с ТКО. Ожидается рост цен на все тарифы услуг ЖКХ включая услугу вывоза мусора в многоквартирных домах.
Региональные власти стремятся удержать темпы роста цен и увеличить цены в пределах среднегодовой инфляции. Планируется изменить тарифы в большую сторону на 4 %.
Таким образом, способ обращения с ТКО в многоквартирных домах имеет свою специфику и отличается от организации этого процесса в частном секторе. Положения мусорной реформы действуют уже несколько лет, однако, работа еще должным образом не налажена и имеется немало проблем. Гражданам необходимо своевременно реализовывать свои права по обжалованию действий и бездействий УК или регионального оператора в вышестоящие органы. Методом проб и ошибок будет достигнута идеальная модель обращения с отходами потребления.