Утилизация и переработка мазута, гудрона, битума

Утилизация отходов мазута позволяет избежать проблем, которые приносит его захоронение или хранение – пожароопасных ситуаций, аварий, экологических катастроф. Важно заниматься переработкой мазутных отходов и с экономической точки зрения: за счет применения разных способов получается снижать расходы ценных природных ресурсов.

мазут из бочки

Отходы мазута и их состав

Мазут – это вязкая жидкость темно-коричневого цвета, результат первичной переработки нефти. Его применяют как топливо или подвергают дальнейшей переработке для получения смазочных масел, гудрона и битума.

Зола и сажа при сжигании мазута остаются в процентном соотношении 63,1% и 36,9% соответственно. Зола имеет класс опасности – III (умеренный коэффициент), сажа – IV класс (малоопасное вещество). Оба отхода представляют собой твердые сыпучие материалы. Химический состав отхода в процентном соотношении:

  • V2O5 – 27,1;
  • Ni2O3 – 5,7;
  • MnO2 – 0,6;
  • PbO2 – 0,3;
  • Cr2O3 – 0,3;
  • ZnO – 0,3;
  • Al2O3 – 6,3;
  • Fe2O3 – 4,4;
  • MgO – 1,3;
  • SiO2 – 6,3;
  • Углерод – 31,4;
  • Водород – 4,4;
  • Азот – 0,4;
  • Прочие – 0,74.

мазут на руке

Утилизация мазута

Отработанный мазут должен быть утилизирован. Иначе практически невозможно избежать загрязнения окружающей среды и нанесения урона природе. Существует несколько способов его утилизации:

  • обезвоживание (выпаривание воды и последующее захоронение твердых остатков на специальных полигонах);
  • захоронение отработанного мазута в чистом виде на специально оборудованном изолированном полигоне;
  • термическая обработка (сжигание в печах);
  • виброкавитационная утилизация (обработка ультразвуком);
  • химический метод утилизации (разложение реагентами);
  • инкапсулирование негашеной известью и абсорбентами;
  • биологический способ переработки (очищение почвы специальными микроорганизмами);
  • переработка в битум.

Переработка мазута

Переработка мазута и других продуктов первичной обработки нефти чрезвычайно актуальна в связи с истощением нефтяных запасов нашей планеты. Необходимо максимально эффективно и рационально использовать природные ресурсы.

Обратите внимание! По подсчетам Forbes известных запасов нефти хватит где-то на 50 лет. Но с ростом населения Земли увеличивается и потребление нефтепродуктов, поэтому возникает необходимость более тщательной переработки отходов.

Основной способ переработки – вакуумная перегонка. При данном методе сырье подвергается нагреванию до 430°C, в результате чего происходит испарение тяжелых углеводородов, и оно разделяется на фракции. Также существует пиролизная переработка, состоящая из двух этапов:

  1. Равномерное нагревание мазута для получения большого количества жидких фракций (пиролизное масло – 80%, нефтяной кокс – 15% и пиролизный газ – 5%).
  2. Дистилляция пиролизного масла для выработки бензиновой и дизельной фракции и остаточного легкого мазута, пригодного для рецикла.

Установки для переработки

Основная установка по переработке мазута – ректификационная колонна. Это оборудование представляет собой сосуд, в котором жидкость при нагревании разделяется на отдельные фракции, подвергающиеся дальнейшей очистке. Высота промышленной ректификационной колонны может достигать 90 метров и более, а диаметр – 16 метров.

ректификационные колонны

Видео

О том, какие существуют виды ректификационных колонн, из чего они состоят и как функционируют, рассказывается в следующем видео.

Переработка мазута возможна и с помощью пиролизной установки, где сырье под действием высокой температуры (800–1000 °С) разделяется на фракции:

  • газ (может использоваться как топливо);
  • пиролизная смола (сырье для технического углерода);
  • пироконденсат (после дополнительной обработки тоже годится на топливо).

Чтобы пиролиз окупался, нужно перерабатывать довольно большие объёмы сырья и дополнительно использовать гидрогенизационную установку. Это позволит производить из пироконденсата высокооктановый бензин.

Какое вторсырье можно получить

Основные виды вторсырья, получаемые при переработке мазута – это:

  1. Соляровый дистиллят, который может быть использован как топливо, либо как сырье для крекинга (переработки нефти и ее фракций при высоких температурах для получения продуктов с меньшей молекулярной массой).
  2. Масляный дистиллят, из которого в дальнейшем производятся различные масла.
  3. Гудрон, необходимый для получения битума и остаточных масел.

Дополнительная информация! Также возможна переработка мазута в дизельное топливо. Это достаточно выгодное направление, так как спрос на данный вид топлива постоянно растет.

Гудрон

Гудрон представляет собой смолистое вещество черного цвета, являющееся результатом вакуумной перегонки продуктов первичной переработки нефти. Чаще всего его используют для получения строительных, кровельных и дорожных битумов, а также в производственных отраслях. Утилизировать гудрон можно одним из способов, перечисленных выше (химический, биологический, термический, кавитационный).

гудрон

Битум

Битумом называют твердые или смолоподобные продукты, полученные в результате переработки гудрона. Выделяются два вида битума: природный, или натуральный (побочный материал при добыче нефтепродуктов) и строительный (результат нефтяной перегонки, смешанный с различными строительными компонентами). Битум может быть утилизирован несколькими способами:

  • обработка высокими температурами при отсутствии доступа воздуха;
  • использование как вторсырье для производства стройматериалов.

битум

Без переработки или утилизации отработанный мазут может нанести огромный вред природе. Да и запасы нефти не бесконечны. Нужно извлекать максимум из остатков нефтепромышленности, а затем утилизировать отходы с соблюдением всех норм, чтобы избежать нанесения ущерба окружающей среде.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Вторсырье
Комментарии: 1
  1. Артур

    Что нужно для утилизации битума? Какие лицензии должны быть?

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: