Уничтожение судов происходит после того, как они исчерпали все свои ресурсы. Такая процедура является крайне сложной и дорогой для их владельцев. Поэтому в мире не так много мест, где занимаются утилизационными работами водных и подводных гигантов. Однако данная утилизация необходима по целому ряду причин.
Зачем утилизировать?
Любому человеку не составит труда представить, что будет происходить с портами и припортовыми территориями, если туда будут направляться все отслужившие свое суда. Огромные старые корабли просто заполонят все стоянки, превратив их в кладбище судов и не оставив места для действующих кораблей. Ржавые суда могут представлять угрозу для современных кораблей по разным причинам. Кроме того, они являются объектами повышенной опасности для жизни и здоровья людей.
Старые суда зачастую являются интересными искателям приключений, а это таит в себе угрозу даже смертельного исхода человека. Также понятно, что исчерпавшие свои ресурсы суда являются опасными и для экологической обстановки.
Материал судов содержит в своем составе ртуть, свинец, сурьму и т.д. Эти элементы, попадая с течением времени в воду и на дно, являются губительными для водных обитателей. Помимо прочего, старые суда могут с легкостью гореть (системы пожаротушения уже обычно отсутствуют), выбрасывая в атмосферу ряд опаснейших ядовитых соединений. По этим, а также по ряду других причин, в обязательном порядке должна осуществляться правильная утилизация кораблей.
Как и где утилизируют?
Где утилизируют корабли? На сегодняшний день существует четыре главных места на всей Земле, где занимаются утилизацией кораблей. Ими являются страны:
- Индия;
- Бангладеш;
- Пакистан;
- Турция.
Именно там происходит утилизация и переработка примерно 85% всех судов мира.
Интересно происходило развитие центра по утилизации судов в Бангладеш, к середине 90-х годов он достиг небывалых масштабов. Такое стремительное развитие центра в городе Читтагонг связано и с тем, что металлолом от кораблей стоит в Бангладеш дороже, нежели в других государствах. Однако разбор кораблей – это очень тяжелая работа, на которой в Читтагонге постоянно умирали люди.
Как утилизируют корабли? Процесс является сложным, он не имеет какой-либо полностью автоматизированной системы и включает в себя следующие стадии:
- Подготовку судна. На данном этапе изучается техническая документация судна, для того чтобы знать, какие опасные компоненты входят в состав материалов корабля. Эти знания необходимы, чтобы при произведении утилизационных работ не возникли возгорание и взрыв.
- Демонтаж составных частей. Во время прилива судно подводят на мель в заранее определенное место. Затем происходит отлив и почти весь или полностью весь корабль оказывается на суше. Далее осуществляют демонтажные работы, которые продолжаются до момента, когда от судна остается лишь корпус (примерно 5 – 10 дней).
- Разрезание корпуса. Применяя газовые резательные аппараты, корпус корабля подвергают резке на отдельные отсеки.
- Резка секций. Полученные на предыдущем этапе отсеки разрезают на блоки и листы. После этого разрезанные составляющие корпуса выносят на берег и уже там подвергают их дальнейшему разрезанию на мелкие куски с целью их последующей транспортировки.
- Сортировочные работы. Применяющиеся в строительстве судов металлы и их сплавы являются ценными и поэтому после резки секций старого корабля эти металлы сортируются и отправляются на дальнейшую обработку с целью их вторичного использования.
При проведении работ по утилизации судов не используют какое-либо специальное оборудование, предназначенное исключительно для работы с кораблями. Так, например, при демонтаже пользуются лебедками и гидравлическими подъемниками, для разрезания применяют газовые резательные аппараты и т.д. Для поднятия частей судов используют краны (грузовики с манипулятором).
Подводные лодки с ядерными установками
Утилизация подводных лодок – процесс крайне сложный, очень дорогостоящий и весьма продолжительный. При проведении утилизационных мероприятий так же сначала осуществляется демонтаж оборудования атомных подводных лодок, затем подвергаются переработке радиоактивные компоненты, в том числе отходы, которые далее отправляются на долгосрочное хранение.
Процесс требует строжайшего соблюдения техники безопасности, поскольку данные утилизируемые объекты являются предметами повышенной опасности для всех живых организмов. Основными этапами процесса являются:
- Выведение радиоактивных компонентов и отработавшего ядерного топлива из реакторов.
- Установка атомной подводной лодки в местах, предназначенных для осуществления ремонтных работ судов (доки). Вырезание реакторных отсеков. При вырезке также осуществляется демонтаж составляющих частей, которые могут являться ценными, но при этом они не должны быть отнесенными к радиоактивным отходам по итогам проведенной экспертизы. В нашей стране при вырезке реакторных отсеков подвергаются вырезанию и смежные, далее осуществляют герметизацию трехотсечных блоков с применением антикоррозийных материалов с целью их хранения на плаву.
- Утилизационные мероприятия, касающиеся концевых отсеков, а также долгосрочное хранение реакторных блоков в течение 70 – 100 лет.
Подобно утилизации атомных подводных лодок происходит утилизация кораблей с ядерной установкой. Однако процесс ликвидации атомных судов всё же более сложен по сравнению с ликвидацией атомных подводных лодок в связи с тем, что в первом случае необходимо утилизировать особым способом весь корпус судна, а не только реакторные отсеки.
Утилизация лома драгоценных металлов с подводных лодок теоретически возможна, но практически для этого необходимо произвести множество действий, которые требуют огромных денежных затрат. Да и вообще весь утилизационный процесс подводных лодок и атомных кораблей очень дорогой, поэтому во многих странах мира атомные подводные лодки и корабли с ядерными установками после выведения их из эксплуатации просто остаются на плаву, представляя тем самым страшную угрозу для окружающей среды.
Но и процесс ликвидации радиоактивных веществ с лодок имеет ряд серьезнейших проблем. В связи с этим утилизация подводных лодок и кораблей с ядерными установками является колоссальной проблемой для всего мира, требующей новых технологий и разработок. Так, например, в России действует фирма по утилизации атомных лодок и кораблей – НИПТБ «Онега» в Северодвинске.
Дюралевые лодки
Как правильно утилизировать дюралевую лодку в утиль? Этот вопрос волнует обладателей данного вида водного транспорта, отслужившего свой срок. Алюминий – это металл, который благодаря своим свойствам широко используется в разного вида производстве, в том числе в судостроении, в изготовлении лодок и т.д.
В производстве лодок обычно используется дюраль (сплавы на алюминиевой основе). В связи с этим после того, как лодка отработала свое, ее можно сдать в пункты приема металлолома. Компания, занимающаяся приемом дюралевого лома, может предложить за него неплохую сумму денег. Понятно, что перед утилизацией лодки, правильно будет произвести демонтаж ее составляющих частей, чтобы в итоге остался один дюралюминиевый корпус.
Нужно учитывать, что дюралевые материалы в пунктах приема лома будут оценены ниже, чем если бы это был чистый алюминий.
В компаниях дюралевые лодки распиливаются и затем их отправляют на разные заводы на переплавку.
Ситуация с переработкой в России
Данная проблема остро стоит в нашей стране. Правительство Российской Федерации совершает некоторые попытки по решению этого непростого вопроса. Так, оно издало постановление №620 (в редакции от 2012 г.), согласно которому все суда должны утилизироваться определенным образом, удовлетворяющим требованиям по защите природной среды, в специально предназначенных для этого местах.
Утилизация судна на металлолом должна осуществляться специализированными компаниями, которые в свою очередь обязуются выполнить все необходимые работы от демонтажа и до вручения заказчику перечня документов о проведенных утилизационных мероприятиях.
Однако сегодня все разработанные Правительством нашей страны программы по утилизации кораблей, подводных лодок и т.д. реализуются крайне медленно и плохо. Связано это с тем, что данная процедура стоит огромных денег и собственники судов не готовы платить такие суммы. Но также есть и другая связанная с этим проблема. В России собственник водного транспорта может просто отказаться от своего имущества, забросить его. Старый корабль, находящийся в портовой акватории, может даже затонуть, и только суд при этом может обязать владельца достать судно.
Таким образом, можно сделать вывод, что процесс утилизации кораблей и других видов водного транспорта в России развит еще недостаточно хорошо, для решения этой проблемы необходимо принятие определенных мер на государственном уровне, разработка и введение новейших технологий, позволяющих максимально снизить нанесение урона окружающей среде.
Утилизация судов – процесс опасный и трудный. Особенно остро стоят вопросы по ликвидации атомных подводных лодок и судов с ядерными установками. Разработка способов утилизации кораблей и т.д. должна осуществляться во всем мире для сохранения нормальной экологической обстановки, во избежание масштабных экологических катастроф.