Пожалуй, каждому человеку в нашей стране известно, что любая сфера деятельности в России является составной частью бюрократического аппарата. В связи с этим бизнес, в процессе ведения которого образуются опасные отходы, требует сбора и согласования ряда бумаг для получения паспорта на все виды такого мусора.
Что это такое и для чего он нужен
Паспорт опасного отхода является документом, в котором содержится информация об основных физико-химических свойствах конкретного вида отходов с обязательным установлением его класса опасности. Этот документ составляется согласно требованиям ст.14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» (от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ).
Правила заполнения паспорта опасных отходов определяет приказ №712 «О паспортизации отходов» (от 16 августа 2013 г.). Кроме того, по главным требованиям к содержанию и порядку составления документа был разработан стандарт ГОСТ Р 53691-2009.
Паспорт отходов создается с целью обобщения полезной информации о каждом виде образующегося мусора для осуществления дальнейших действий с ним. Сообразно с данными этого документа определяются безопасные для природы и физического состояния людей пути уничтожения и утилизации мусора, включающие также его переработку с целью получения новых продуктов.
Для чего нужна разработка паспортов опасных отходов предпринимателям и юридическим лицам? Обозначим основные моменты:
- Во избежание штрафных выплат в результате проверки организации по экологии.
- Данные документа используются в процессе определения платы за НВОС, а также в ходе составления ПНООЛР.
- Предъявление документа необходимо при подписании договора с обслуживающей компанией, обеспечивающей вывоз мусора.
- Это важный вклад руководителя организации (предприятия) – источника мусора – в защиту экологии.
Кому необходимо делать паспорт
Согласно правилам осуществления паспортизации отходов паспорт обязаны составлять все компании, ведущие работу по обращению с мусором, а также организации и предприятия, являющиеся источником утильсырья.
Следовательно, делать данный документ необходимо всем предпринимателям и юридическим лицам, функционирование которых связано с получением отходов 1-4 классов опасности и обращением с ними.
За неимение паспорта должностные и юридические лица обязуются заплатить штрафы в размере 10 – 30 тыс. руб. и 100 – 250 тыс. руб. соответственно.
Паспорт опасных отходов 1-4 классов. Процедура оформления
При разработке паспорта отходов 1-4 классов опасности используются сведения о качественных и количественных характеристиках мусора и информация о мере его отрицательного воздействия на природную среду.
Порядок паспортизации, установленный для опасного мусора 1-4 классов, не относится к отходам биологическим и ЛПУ, а также к выбросам токсичных соединений в воздух и к сбросу вредных компонентов в водоемы. Обращение с перечисленными разновидностями отходов регулирует иная документация.
Руководителям организаций необходимо отнести получаемые в ходе деятельности отходы к одному из пяти классов по степени опасности. При паспортизации опасных отходов, внесенных в ФККО, руководители должны использовать новую форму из постановления Правительства РФ от 16.08.2013 №712 (в указанном документе имеется бланк паспорта).
Заверенные руководящими лицами ксерокопии паспортов и других бумаг, являющихся подтверждением присвоения определенному виду мусора точного класса опасности, отправляются в местный орган Росприроднадзора.
Важно! Если в ходе функционирования организации происходит накопление специфичных отходов, не включенных в ФККО, предпринимателю необходимо установить их класс опасности за 90 суток с момента образования мусора для внесения в классификатор.
Нужен ли паспорт на отходы 5 класса
Разработка и согласование паспорта для безопасного мусора 5 класса не требуются. Для доказательства безопасности образующихся отходов и подтверждения 5 класса нужно обратиться в лабораторию с целью проведения специалистами биотестирования и получения соответствующей документации. Причисление отхода к какому-либо классу производится по классификатору или расчетно-экспериментальным путем, если рассматриваемого вида мусора нет в ФККО.
Итак, паспорт должен составляться на отходы со свойствами токсичности, пожаро- и взрывоопасности, с высокой способностью вступать в химические реакции, с инфицированными компонентами; на любой вид отходов, относящихся к 1-4 классам опасности.
Срок действия
Если паспорт разработан на отход, занесенный в ФККО, то его срок действия не ограничен, то есть документ действует пожизненно, бессрочно. Документ на специфичный вид мусора действителен до момента включения этого отхода в классификатор. После внесения отхода в ФККО паспорт составляется вновь уже с неограниченным сроком действия.
Как сделать самостоятельно
Первый шаг – скачивание формы паспорта из Интернета. Далее одна из сторон формы заполняется личными данными, а именно указываются:
- ФИО предпринимателя или названия (в полной и сокращенной форме) юридического лица;
- ИНН;
- коды по ОКПО и ОКВЭД;
- местонахождение.
Для заполнения лицевой стороны нужно следовать следующим положениям:
- Определить каждый вид мусора сообразно с обновленной версией ФККО с установлением кода отхода.
- Внести сведения о технологическом процессе получения мусора.
- Занести данные о составе (компонентном и/или химическом) отхода в процентном выражении.
- Заполнить пункты об агрегатном состоянии образующегося вида мусора.
- Установить его класс опасности, зависящий от меры отрицательного влияния на природную среду.
- Сделать биотестирование отхода, имеющего 5 класс.
- Составить заявление для отправки паспорта в орган Росприроднадзора.
- Отправить ксерокопии документов, содержащих результаты лабораторного анализа, в местный орган Росприроднадзора.
- Осуществить регистрацию на gko.fsrpn.ru.
В процессе выполнения 8 положения необходимо заверить все составленные паспорта: в документах должны быть поставлены печати, дата, подпись. Затем нужно снять по одной ксерокопии со всех отдельных документов и проставить на них надпись (или печать) «копия верна», ФИО, число, печать компании и подпись ее руководителя.
Схема составления паспорта на первый взгляд кажется довольно простой, однако здесь есть свои «подводные камни». Одна из основных сложностей для предпринимателя заключается в выявлении всех видов отходов, образующихся в деятельности организации. Этот пункт особенно важен при проверке инспектирующими органами, т.к. за отсутствие паспорта отхода выписывается штраф.
Определенные затраты сил и времени требуются для того, чтобы определить химический или компонентный состав мусора, провести биотестирование.
На данном этапе составления документа необходимо обратиться к специалистам аккредитованной лаборатории с целью проведения ими исследований количественного состава отхода. Также здесь могут пригодиться данные ТУ, ГОСТов, нормативные документы, учрежденные на предприятии.
Все письменные подтверждения проведенных лабораторных исследований обязательно заверяются.
Обратите внимание! Перечень актов о проведенных в лабораторных условиях исследованиях дополняется подписанными ксерокопиями протоколов отбора проб мусора, который также производится лабораторией. Кроме того, нужно копировать документацию об аккредитации самой лаборатории.
При условии образования мусора, не внесенного в ФККО, необходимы осуществление расчета класса опасности и подача заявления для занесения данного вида отхода в классификатор.
Образец заполнения паспорта (обеих сторон) представлен ниже.
Портал паспортизации
Новые правила паспортизации разных видов мусора предусматривают регистрацию предпринимателя на портале ГКО. В данный кадастр отходов согласно российскому закону входят обновленный ФККО, ГРОРО (перечень полигонов) и данные о мусоре и способах его обезвреживания (БДО).
Модуль паспортизации – это программа в Интернете, с помощью которой можно подготавливать в электронном варианте заявки для Росприроднадзора на подтверждение класса опасного отхода и на занесение изменений в БДО. Образец заполнения заявления на портале представлен ниже.
Модуль паспортизации служит для:
- автоматизации процесса разработки заявлений;
- сокращения числа ошибок в заявках и времени на согласование заявлений;
- сокращения времени, которое требуется для обрабатывания заявлений, посредством передачи информации в электронном варианте;
- исключения утраты информации;
- уменьшения времени поиска заявления при согласовании: потребуется лишь указание номера, который был присвоен на стадии отправления заявки.
С помощью портала можно:
- получить данные из обновленной версии ФККО;
- сформировать заявление на проведение согласования класса опасного мусора с разработкой паспорта (с возможностью распечатки заявки на бумаге);
- обмениваться информацией со специалистами Росприроднадзора в ходе установления класса отходов.
Стоимость разработки паспорта
Облегчить процесс паспортизации можно, обратившись в специализированную компанию. Цена за такую услугу варьируется, завися от объема мусора и его состава.
Так, например, крупная компания ООО «РПС» предлагает разработать паспорт отходов 1-4 классов согласно ГОСТу для клиентов из Московской области за 2,5 тыс. руб., из Татарстана – за 2 тыс. руб. и т.д. Оформить документ на любой вид мусора с получением акта проведенного количественно-химического анализа стоит в указанной организации от 5,5 тыс. руб. для Москвы и области, от 4 тыс. руб. для Казани и республики. Разработка паспорта, получение акта из лаборатории и внесение результата в ФККО осуществляются по цене (в ООО «РПС») от 7,5 тыс. руб. Также данная компания проводит биотестирование неопасного мусора за 4,5 тыс. руб. и выше. Цены указаны за 2017 год.
О том, что такое паспорт опасных отходов и как осуществляется процесс паспортизации, рассказывает специалист всероссийского центра сертификации «Межрегионтест» в следующем видео.
Паспортизация – процесс не самый легкий и приятный для предпринимателей. Однако введение этой процедуры – шаг на пути сохранения и защиты нашей среды обитания от негативного воздействия опасного мусора, зачастую бесконтрольно выбрасываемого нерадивыми руководителями разных организаций.
Проектная организации проектирует ликвидацию ртутного цеха кто должен утверждать паспорта отходов
Здравствуйте. Мы заинтересованы в размещении ссылки с данной статьи на наш тематический ресурс на платной основе. Просьба связаться с нами по электронной почте.